Бюджетноналоговая политика государства скачатьБюджетно-налоговая (фискальная ) политика государства.ПОД ФИСКАЛЬНОЙ (Бюджетно-налоговой) политикой ГОСУДАРСТВА понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т. е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами. Выделяют следующие цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла; обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции. Общая фискальная политика подразделяется на два тип а: дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика. Дискреционная фискальная политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. В этом случае обычно принимаются новые законы. Основными инструментами дискреционной политики выступают: а) изменения ставок налогообложения; б) проекты общественных работ; в) трудоустройство населения. Это активная фискальная политика государства. Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов: Экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер (так как мультипликационный эффект от государственных расходов больше, чем от снижения налогов). в краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования. 2. Рестрикционная (контрактивная), или сдерживающая, связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов , которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика. Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры. Встроенные (автоматические) стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях. При помощи встроенных стабилизаторов в зависимости от экономической конъюнктуры изменяются налоговые поступления и государственные трансферты, таким образом они сглаживают циклические колебания, но не устраняют их. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема происходит обратный процесс. Государственный бюджет, бюджетный дефицит и его виды. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ представляет собой структуру расходов и доходов государства, утвержденных в законодательном порядке. Государственные расходы : государственные закупки и трансфертные платежи. Доходы в основном состоят из налогов, которые взимают центральные и местные органы власти, государственных займов и поступлений из внебюджетных (целевых) фондов. Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством, являются основным рычагом фискальной политики государства: изменяя размер налоговых ставок, правительство оказывает влияние на выпуск продукции. Если расходы равны доходам , то имеет место баланс государственного бюджета. Превышение расходов государства над его доходами образует бюджетный дефицит . Превышение доходов государства над его расходами образует бюджетный избыток . Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. Финансирование бюджетного дефицита осуществляется путем заимствования: а) у Центрального банка; Соответственно способы финансирования дефицита государственного бюджета следующие: а) кредитно-денежная эмиссия (монетизация дефицита госбюджета) - M; в) выпуск займов - B. Кривая Лаффера. Одним из факторов экономического роста сторонники конwепции «экономики предложения» считают понижение налоговых ставок. Артур Б. Лаффер теоретически обосновал пpoгpaмму администрации президента Рейгана на период 1980-х гг., которая была направлена на стимулирование экономической активности в стране. А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый «Эффект Лаффера», графическим отражением которого служит «Кривая Лаффера». Кривая Лаффера показывает зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставок налога (рис. 48.1). По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлении (R), по горизонтальной - значения ставок подоходного налога (г). Если г = о, то государство не получит налоговых поступлении. При г = 100% общие налоговые поступления также. рис.48.1. Кривая Лаффера. будут равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличению дохода. В точке А при ставке подоходного налога г = 50% налоговые поступления будут максимальными, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок (Rb. | |
Скачать:
|
Популярные авторы: |